Большинство зрителей и фанатов кибердисциплины CS:GO уже успели привыкнуть к тому, что соревнования собирают толпы людей и проходят на огромных кибераренах, а игроки сражаются за призовые фонды в сотни тысяч долларов. Сейчас мы можем открыть трансляцию интересующего матча и посмотреть на любимую команду, а то и сделать ставку на своего фаворита на gg.bet/ru/counter-strike. Однако в начале пути Counter-Strike: Global Offensive всё было не так радужно. Первые турниры - это кучка подростков и компьютерный клуб в подвале с минимумом удобств, а о каких-либо серьёзных игровых девайсах и речи не могло быть.

Разумеется, как только на арену киберспорта вышел Valve, символический характер наград этих соревнований, собственно, как и сама концепция, стали сходить на нет. Глупо представить, что кому-то из победителей ESL One или BLAST подарят грамоту или абонемент в компьютерный клуб.

Global Offensive – катализатор роста турниров по Counter-Strike.

Киберспортивный Counter-Strike начинался с минимальных призовых, которые едва составляли 500 долларов, а понаблюдать за игрой профессионалов можно было лишь у них из-за спины – никаких трансляций к тому моменту просто не предполагалось. Изредка команды получали тайм-карты в клубы или девайсы, но уровень организации оставался на минимуме. Рынок менялся, и лишь с ростом уровня освещения мероприятий стали появляться и онлайн-трансляции, и живые включения журналистов, и серии турниров вроде ASUS Cup и World Cyber Games, которые впоследствии закрылись.

Уже на пике популярности того времени, организацией турниров по CS стали заниматься любые структуры – даже КПРФ успели приложить руку и провести небольшой турнир. Однако, ближе к 2009 году, оффлайн турниры стали вымирать, так как качество интернет-соединения позволило тренироваться и выступать на турнирах, не выходя из дома, что послужило началом новой эпохи.

Перезагрузка киберспортивной дисциплины.

Постепенное затихание происходило вплоть до 2013 года, ровно до появления Counter-Strike: Global Offensive, которая вдохнула жизнь в соревновательный аспект игры и стала воплощением обеих представительниц серии в виде 1.6 и Source.

В силу того, что CS:GO являлась новым технологичным явлением в онлайн-шутерах, многие компании обратили внимание на киберспорт и начали финансировать организацию турниров. За счёт этого и появились Major-турниры, которые стартовали в конце 2013 года в виде DreamHack Winter 2013.

Что касается отечественного CS, после ухода больших турниров он переживал кризисные времена, ровно до появления серии EPICENTER. Призовые на таких турнирах стали постепенно расти, и к тому времени $30.000 за первое место казалось каким-то нонсенсом от организаторов, за который нужно поскорее ухватиться.

Первый Epicenter прошёл на ВТБ Арене «Ледовый Дворец» в октябре 2016. Почти полмиллиона долларов в качестве призового фонда, топовые команды и комментаторы – сильнейший толчок для развития CS дисциплины на просторах СНГ, где СМИ осветили это событие. Финал транслировался по ТВ каналом «Матч», а количество зрителей почти достигло пятнадцати миллионов. В дальнейшем выступления проходили и в Санкт-Петербурге, и в Москве. Аудитория, спонсоры, игроки и призовые фонды – всё это растёт каждый год, и хочется лишь пожелать, чтобы этот рост продержался подольше.